WWF России и Лаборатория устойчивого развития бизнеса Сколково провели дебаты на тему ответственного потребления, приуроченные к Часу Земли.
Темой крупнейшей в мире экологической акции в этом году стал экослед человека. Экологический след – это площадь поверхности земли (суши и моря), необходимая, чтобы обеспечивать нас ресурсами и поглощать наши отходы. То есть он напрямую зависит от того, сколько ресурсов потребляет человек и насколько ответственен он в быту. Как отметил открывавший мероприятие Дмитрий Буренко, директор по развитию WWF России, 70% всего экоследа в мире образуется на уровне домохозяйств, то есть на уровне квартир и домов обычных людей.
Однако в России ответственное потребление до сих пор воспринимается неоднозначно. Поэтому дебаты на тему «Ответственный потребитель в России: поймай меня, если сможешь!» привлекли большое количество экспертов и просто интересующихся экологией людей. В мероприятии приняли участие представители разных бизнесов, а также эксперты Всемирного фонда дикой природы и Экобюро GREENS.
Перед дебатами модератор опросил присутствовавших на тему, сколько они готовы переплачивать за продукты, произведенные ответственно. Выяснилось, что примерно половина гостей готова платить больше на 10-15%, четвертая часть – на 20-30% и только каждый двадцатый – на 50%. Таковы реалии рынка: за продукты, произведенные без ущерба для природы, приходится платить больше. То есть ответственность производителя оплачивается потребителем.
Однако с таким тезисом не согласна Эва Стааль из IKEA. В шведской компании считают, что продукция, произведенная ответственно, не должна быть эксклюзивом, доступным лишь людям с деньгами. И даже более того, потребитель не должен переплачивать за возможность быть ответственным, он должен выигрывать от этого. IKEA продвигает идею о том, что жить без вреда для природы не только возможно, но и несложно.
Компания ставит перед собой задачу сделать «ответственные» продукты дешевле, что становится особенным вызовом в условиях кризиса. Еще одним принципом компании является выбор ответственных поставщиков. Шведский гигант смотрит на то, сколько энергии было затрачено на производство продуктов, а также на эффективность производства.
Другие представители бизнеса рассказывали о том, что их на производство ответственных товаров мотивировали клиенты. Так, Владимир Мацюк из компании Мегаполисресурс, занимающейся переработкой отходов, рассказал аудитории о том, что именно благодаря запросу от потребителя компания занялась переработкой батареек. Частное лицо, собравшее 100 кг батареек, хотело отдать их, и компания ради эксперимента взялась за переработку. Потом появились энтузиасты, которые привезли 2 тонны батареек. А вслед за этим началось сотрудничество с такими гигантами как IKEA и Медиамаркт, которые собирают использованные батарейки в своих магазинах. «Проблема не в отсутствии ответственного потребителя, а в отсутствии инфраструктуры, – отметил В. Мацюк. – _Мы бы не занимались переработкой батареек, если бы не было того запроса_».
Если кто-то из предпринимателей думает, как подтолкнуть своих клиентов к ответственному потреблению, а кого-то на мысль о необходимости выпускать «ответственные» продукты навели потребители, то есть и те, кто сначала сам пришел к экологичному образу жизни, а потом стал перенес эти принципы и на работу.
Один из них – Михаил Федоренко из компании «Деловая среда» (Сбербанк). «_Еще лет 10 назад мы могли рассуждать про экологию абстрактно. А сейчас выбора нет. Нужно быть очень поверхностным человеком, чтобы не понимать этого_», – говорит он. М. Федоренко рассказал, что для студентов своего курса, на котором обучается примерно 200 предпринимателей, ввел такое правило: ни один из них не выпустится, пока не компенсирует бумагу, израсходованную за год. Студентам требуется посчитать, сколько бумаги они потратили, сколько деревьев было срублено для производства этой бумаги, а затем направить деньги Всемирному фонду дикой природы на посадки такого количества деревьев. Он напомнил всем присутствующим, что каждую секунду на планете вырубается полтора гектара леса.
Начинать с себя советовал и Михаил Жилин из клининговой компании «Домовенок». Он отметил, что даже ответственные потребители порой несознательно вредят природе, например, покупая традиционную бытовую химию в супермаркете. «_Мы все говорим, о том, что нам это важно, но каждый отдельно взятый потребитель редко задумывается об этом. Многие вещи мы делаем на автомате_», – отметил М. Жилин. Также он рассказал, что перейдя на экологические чистящие средства, компания практически не увеличила свои расходы.
Максим Рогожко из «ОптиКом» (производитель упаковки) рассказал о том, что желание стать экологичнее возникло у компании, когда руководство осознало, что вся ее продукция – а это тонны упаковки – почти сразу после производства попадает на свалку. Тогда «ОптиКом» стал искать материалы, которые помогут снизить нагрузку на природу, и сейчас производит упаковку, в том числе, из формованного бумажного волокна, которое получается из переработанной бумаги.
Кроме того, по словам Максима Рогожко, компания «приложила руку к избавлению торговых сетей от раздачи бесплатных пакетов», которые сама же и производила. Такое решение было положительно встречено магазинами, так как позволило им экономить на пакетах. «Однако важно, чтобы сети не просто делали пакеты платными, но и объясняли покупателям, что причина этого – в заботе об экологии… _Мы хотим заставить людей думать: читать упаковку, состав продукта, шевелить мозгами_», – закончил свою речь предприниматель.
В дебатах также приняли участие: основатель проекта Cocco bello Гузель Санжапова и Александр Злобин из компании Splat.
В завершение мероприятия были вручены дипломы участников Часа Земли компаниям: Unilever, Coca-Cola, Дикси, IKEA, Leroy Merlin. Также дипломы получат: Русс-инвест, 4 сезона, Kastamonu, MTS, Auchan.
Источник: WWF России
Рынок общественного питания 2022
Как пишут РБК Исследования, после событий конца февраля 2022 года темпы прироста рынка общественного питания ожидаемо начали снижаться.
Позиция «ОптиКом» по запрету одноразового пластика прозвучала в эфире РБК
14 июня в прямом эфире телеканала РБК прошла передача «Деловой день» на тему «Пакет под запрет: последствия отказа от пластика». Руководитель направления «Устойчивое развитие» компании «ОптиКом» Анна Сычева приняла в ней участие в числе приглашенных экспертов.
Три мифа о переработке бумаги
Знаете ли вы, что существует более 30 сортов макулатуры? Где найти 100% переработанную, да еще и FSC-сертифицированную, бумагу? И как спасти целый лес, даже не выходя из офиса?
Рестораны дореволюционного Петербурга. «Вена» - место, где проводила время богема
Федерация Рестораторов и Отельеров Север-Запад выпустила репринтное издание альманаха о жизни ресторана 1913 года
Общественный контроль: Бумаговорот
«Бумаговорот» — проект компании «Оптиком» по переработке бумажных отходов в офисах Москвы.